Доступная среда

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

В МДОО №2 есть две специализированные группы - группа для детей с нарушением опорно двигательного аппарата (ОДА) и логопедическая группа.

Объекты для проведения практических занятий

Организация предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете позволяет проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме и решать различные коррекционные задачи. Различные методические пособия дают возможность, действуя с ними, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей. Целенаправленная работа и грамотная организация предметно – развивающей среды в деятельности учителя – логопеда создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

         В группе ОДА создана необходимая  среда  для  осуществления  квалифицированной  коррекции отклонений в физическом  развитии воспитанников. Особое  внимание  уделяется организации  предметно - развивающей  и  оздоровительной среде, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка с ОДА  в МДОО.

В группах для детей с ОДА сформированы физкультурные зоны,  содержащие  специальные  тренажеры,  игры  и  оборудование  для развития двигательной активности детей в течение дня. Кроме того,  в  ортопедических  группах  помимо  основного спортивного оборудования  имеется  нетрадиционное  оборудование,  руками воспитателей и родителей, которое используется в режимных моментах (при проведении утренней зарядки и гимнастики после

дневного сна), а также на занятиях физической культурой и ЛФК.

Библиотека

В МДОО №2 библиотека отсутствует. Литература для детей и педагогов находится в методическом кабинете.

Спортивные объекты

Спортивные объекты отсутствуют.

Средства обучения и воспитания

Образовательная деятельность учителя-логопеда

В МДОО №2 функционирует логопедическая группа: в группу отобраны дети с диагнозами Общее недоразвитие речи (ОНР) I, II,III уровней.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

У детей с ОНР I уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР I уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР I уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР I уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР II уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР II уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети неправильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР II уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР II уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР III уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР III уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР III уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

Задачей работы МДОО №2 является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Деятельность учителя-логопеда предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.

Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.

Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.

По окончании коррекционного этапа наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной повседневной речи.

Занятия проводятся как индивидуально, так и подгруппами. Подгрупповые занятия проводятся по развитию речи, по ознакомлению с элементами грамоты. 

Логопедический кабинет имеет необходимые средства гигиены: вату, спирт, салфетки, шпателя, логопедические зонды, индивидуальные зеркала. Логопед выполняет санитарно- гигиенические требования, осуществляет контроль за правильной осанкой детей во время работы за столами, сменой поз в течение занятия, проводят физминутки.

В логопедическом кабинете имеется специальная коррекционная литература, магнитные доски, наглядные материалы, дидактические игры по разделам: 

·        развитие артикуляционной моторики,

·        развитие мелкой моторики,

·        развитие высших психических функций,

·        звукопроизношение формирование фонематического слуха,

·        лексико-грамматические категории,

·        связная речь,

·        подготовка к обучению грамоты.

Для индивидуальной работы с детьми учитель-логопед использует сигнальные карточки, наборы букв и слогов, слоговое лото, модели предложений; имеется большое количество настольно - печатных игр, таких как «Фразовый конструктор», комплект игр по развитию фонематического восприятия, альбомы по автоматизации и дифференциации звуков и другие игры, способствующие развитию произвольной памяти, мышления и речевой активности.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Конструктивные особенности здания МДОО № 2 не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. 

Специальные условия питания

МДОО №2  осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В дошкольной организации организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.

Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется.

Специальные условия охраны здоровья

Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет  старшая медицинская сестра Курадовец Людмила Адамовна.

Доступ к информационным системам

Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.

Электронные образовательные ресурсы

Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в МДОО №2 отсутствуют.

Специальные технические средства обучения

Специальные технические средства обучения отсутствуют.

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат на балансе МДОО №2 отсутствуют.

Жилые помещения в общежитии, интернате

Жилых помещений в общежитии, интернате при МДОО №2 не предусмотрено.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie